Чему учить детей и как их воспитывать? Этот
вопрос не раз задавал себе каждый из нас. В вечном поиске положительного и доброго
мы, как правило, выходим на блистательный вечный образец - общечеловеческие ценности
и идеалы. Примером может служить наследие В.А.Сухомлинского.
Главной
движущей силой в педагогике и творчестве В.А.Сухомлинского была любовь к детям.
По определению
В.А.Сухомлинского, суть процесса морального воспитания состоит в том, что моральные
идеи становятся достоянием каждого воспитанника, превращаются в нормы и правила
поведения.
Искренняя любовь к детям и подлинная педагогическая
культура, по Сухомлинскому, понятия нерасторжимые. Он считал, что учитель обязан
уметь дорожить детским доверием, щадить беззащитность детей, быть для него воплощением
добра и справедливости. Без этих качеств не может быть учителя.
Среди различных средств воспитания воспитание
красотой стоит у Сухомлинского на первом месте. Василий Александрович учит детей
чувствовать красоту природы, красоту искусства и постепенно приводит воспитанников
к пониманию высшей красоты: красоты человека, его труда, его поступков и жизни.
В.А.Сухомлинский
был уверен, что успех воспитания во многом определяется развитием эмоционально-чувственной
сферы.
Вечный источник прекрасного - в природе,
в мире, окружающем человека, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой
красотой.
Вхождение искусства в духовный мир ребенка
начинается с познания красоты слова. Познание красоты слова является важнейшим
шагом в мир прекрасного. Слово - могучий способ оттачивания, воспитания утонченных
чувств.
Большое значение в эстетическом воспитании
Сухомлинский придавал живописи (рисованию) и музыке.
В.А.Сухомлинский отмечал, что красота сама
по себе не воспитывает в человеке духовное благородство. «Красота воспитывает нравственную чистоту, человечность лишь тогда, когда труд,
создающий красоту, очеловечен высокими нравственными побуждениями, прежде всего
проникнут уважением к человеку. Чем глубже эта человечность труда, создающего красоту
для людей, тем больше уважает человек сам себя, тем более нетерпимым становится
для него отступление от норм нравственности». Для Сухомлинского воспитание в
труде – это прежде всего воспитание любви к труду.
Очень важно не превращать добрые
чувства и добрые дела в показные «мероприятия». Как можно меньше разговоров
о сделанном, никакой похвалы за доброту – таких требований надо придерживаться в
воспитательной работе». Для Сухомлинского важно, что чувствует ребенок, когда совершает
добрый поступок, счастлив ли он, что сделал доброе, находит ли он радость в самом
делании добра или нуждается в том, чтоб его поступок заметили, отметили, похвалили.
Важно вызвать волнение, связанное с собственным добрым поступком. Иначе воспитание
становится формальным, то есть абсолютно лишенным силы, никаким.
Нравственное начало, по Сухомлинскому,
должно пронизывать и цементировать все аспекты воспитательного процесса, все формы
деятельности школьника. Усвоение моральной культуры, по его мнению, невозможно без
освоения общечеловеческих норм нравственности – «азбуки морали» и в первую очередь
таких, как любовь и сердечность, доброта и отзывчивость, щедрость души и бескорыстие
и др. В Павлыше эти нормы усваивались через заботу о близких и окружающих, через
формирование способности к сочувствию и сопереживанию.
«Сопереживанию надо учить – так же вдумчиво,
заботливо, осторожно, как учат детей делать первые самостоятельные шаги. Сопереживание
– это одна из самых тонких сфер познания, познания мыслями и сердцем». Сухомлинский
учил своих воспитанников умению сопереживать чувствам людей, «у которых на сердце
горе и невзгоды», чуткости к духовному миру человека, способности откликаться на
чужое несчастье. «Горе другого человека должно стать личным горем ребенка, заставить
задуматься над тем, как помочь тому, кто нуждается в этом». С чуткости, отзывчивости,
сердечности начинается «высшая человеческая радость, без которой невозможна нравственная
красота».
Сухомлинский старался не просто привить
детям те или иные хорошие качества, а создать у каждого ребенка нравственный идеал.
Высоконравственное поведение ребенка складывается из множества множеств отдельных
маленьких поступков: из слова, действия, бездействия, из отношения к действиям и
словам других. «В детстве человек должен
пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств».
Воспитание по Сухомлинскому — это управление
самовоспитанием, в организации которого вся суть педагогического искусства.
Ученый неоднократно подчеркивал, что только «воспитание, побуждающее к самовоспитанию»
и есть «настоящее воспитание». «Постоянно познавая «себя в себе», «овладевая собой»,
- говорил он, - человек должен сам заниматься воспитанием своих чувств, дисциплинировать
мысль и волю, вырабатывать уравновешенный характер».
Исходным пунктом самовоспитания было
научение ребенка самоорганизации, то есть научение умению «заставить себя».
Оптимальным периодом для этого В.А.Сухомлинский считал возраст с 7 до 11 лет, так
как в детстве и раннем отрочестве ребята восприимчивы к советам старших и с интересом
следуют им.
Многолетняя педагогическая практика
убедила В.А.Сухомлинского в том, что самовоспитание не состоится без развитости
совести, которая является внутренним регулятором поведения и поступков человека.
Совесть проявляется и вместе с тем воспитывается тогда, когда поведение человека
никто не проверяет, не контролирует. Задача учителя – научить детей смотреть на
себя глазами общества, коллектива, рассматривать свои поступки с точки зрения общественной
морали.
Приобщая воспитанников к возвышенным идеям,
ценностям, прививая знания о человеке, о культуре, о морали, нравственности и гражданственности,
В.А.Сухомлинский беседовал с детьми об этике и нравственности, не представляя
себе воспитание без постоянных рассказов о красивых поступках и подвигах людей,
без объяснения правил морали. По глубокому убеждению В.А. Сухомлинского, дети должны
овладеть не только знаниями всех научных и художественных богатств, но и всем этическим
богатством человечества.
«Невозможно воспитать человечность, если в сердце
не утвердилась привязанность к близкому, дорогому человеку. Мир прекрасного для
ребенка начинается в семье». Для Сухомлинского культ матери - это
результат серьезных раздумий о необходимости связи поколений, о передаче духовной
культуры.
Педагогические идеи Сухомлинского представляются
актуальными и в наше время. Наследие В.А.Сухомлинского может стать нашей путеводной
звездой в любви к детям, в отношении к своей профессии воспитателя.
|